Заголовок: Централизованное тестирование по истории Беларуси, 2022
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 14233

Централизованное тестирование по истории Беларуси, 2022

1.  
i

Во 2-м тыс. до н. э. люди на бе­ло­рус­ских зем­лях на­ча­ли ис­поль­зо­вать ору­дия труда из:

1) камня
2) де­ре­ва
3) же­ле­за
4) меди
5) се­реб­ра
2.  
i

Опре­де­ли­те осо­бен­ность со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в IX  — се­ре­ди­не XIII в.:

1) воз­ник­но­ве­ние ро­до­вой об­щи­ны
2) лик­ви­да­ция со­сед­ской об­щи­ны
3) со­су­ще­ство­ва­ние родо­пле­мен­но­го, ра­бо­вла­дель­че­ско­го и фе­о­даль­но­го укла­дов
4) от­сут­ствие иму­ще­ствен­но­го не­ра­вен­ства
5) за­вер­ше­ние про­цес­са за­кре­по­ще­ния кре­стьян
3.  
i

По­ли­ти­че­ская раз­дроб­лен­ность на бе­ло­рус­ских зем­лях в XII  — пер­вой по­ло­ви­не XIII в. про­яви­лась в:

1) рас­па­де круп­ных кня­жеств на более мел­кие
2) под­чи­не­нии кня­жеств Ки­ев­ско­му кня­же­ству
3) цен­тра­ли­за­ции вла­сти стар­ше­го князя
4) пре­кра­ще­нии де­я­тель­но­сти вече в го­ро­дах
5) пе­ре­хо­де вла­сти во всех кня­же­ствах к со­ве­ту ста­рей­шин
4.  
i

Ре­зуль­та­том рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства на бе­ло­рус­ских зем­лях в конце X  — XIII в. яв­ля­лось:

1) па­де­ние меж­ду­на­род­но­го ав­то­ри­те­та кня­жеств
2) со­хра­не­ние язы­че­ских тра­ди­ций в не­из­мен­ном виде
3) со­еди­не­ние язы­че­ских и греко-ви­зан­тий­ских тра­ди­ций в куль­ту­ре
4) со­зда­ние не­за­ви­си­мой от Киева мит­ро­по­лии
5) ослаб­ле­ние кня­же­ской вла­сти
5.  
i

Одной из пред­по­сы­лок об­ра­зо­ва­ния Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го (ВКЛ) яв­ля­ет­ся(-ются):

1) пре­вос­ход­ство бал­тов над сла­вя­на­ми в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии
2) во­ен­ные успе­хи балт­ско­го пле­ме­ни литва
3) рас­про­стра­не­ние ка­то­ли­че­ства
4) воз­вы­ше­ние По­лоц­ко­го кня­же­ства
5) объ­еди­не­ние балт­ских пле­мен во­круг цен­тра в Же­май­тии
6.  
i

Одной из при­чин сбли­же­ния ВКЛ и Поль­ши во вто­рой по­ло­ви­не XIV в. яв­ля­лось(-ся):

1) кре­ще­ние ли­тов­цев в ка­то­ли­че­ство
2) уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства
3) на­ли­чие об­ще­го врага — кре­сто­нос­цев
4) эко­но­ми­че­ский упа­док ВКЛ
5) стрем­ле­ние ли­тов­ской шлях­ты по­лу­чить рав­ные права с поль­ской
7.  
i

Для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ВКЛ в XV  — пер­вой по­ло­ви­не XVI в. было(-и) ха­рак­тер­но(-ы):

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства сво­бод­ных кре­стьян
2) мас­со­вые вы­ступ­ле­ния кре­стьян про­тив фе­о­да­лов
3) со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства ре­мес­лен­ных про­фес­сий
4) по­яв­ле­ние пер­вых фоль­вар­ков
5) сни­же­ние спро­са на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную про­дук­цию
8.  
i

Во вто­рой по­ло­ви­не XIII—XV в. в ВКЛ ру­ко­во­ди­те­лем го­су­дар­ства яв­ля­лись(-ся):

1) Паны-Рада
2) канц­лер
3) гет­ман
4) во­е­во­да
5) ве­ли­кий князь
9.  
i

Сви­де­тель­ством борь­бы за со­хра­не­ние са­мо­сто­я­тель­но­сти ВКЛ после за­клю­че­ния Люб­лин­ской унии яв­ля­лось:

1) со­зда­ние Глав­но­го Три­бу­на­ла ВКЛ
2) фор­ми­ро­ва­ние «поль­ско­го на­ро­да шля­хет­ско­го»
3) из­бра­ние от­дель­но­го мо­нар­ха для ВКЛ
4) уста­нов­ле­ние в ВКЛ не­огра­ни­чен­ной мо­нар­хии
5) про­воз­гла­ше­ние уни­ат­ства го­су­дар­ствен­ной ре­ли­ги­ей в ВКЛ
10.  
i

Се­вер­ная война между Се­вер­ным со­ю­зом и Шве­ци­ей на­ча­лась в:

1) 1632 г.
2) 1654 г.
3) 1700 г.
4) 1721 г.
5) 1767 г.
11.  
i

Ре­фор­ма­ция в ВКЛ ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:

1) мас­со­вы­ми кон­флик­та­ми на ре­ли­ги­оз­ной почве
2) ослаб­ле­ни­ем ре­ли­ги­оз­ной тер­пи­мо­сти в об­ще­стве
3) рас­про­стра­не­ни­ем бе­ло­рус­ско­го языка
4) огра­ни­че­ни­ем прав шлях­ты пра­во­слав­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния
5) раз­ви­ти­ем про­све­ще­ния, кни­го­пе­ча­та­ния, бла­го­тво­ри­тель­но­сти
12.  
i

Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. шлях­та Речи Поспо­ли­той по­лу­чи­ла право:

1) за­ни­мать­ся тор­гов­лей
2) со­зда­вать кон­фе­де­ра­ции
3) не пла­тить на­ло­ги
4) за­ни­мать го­су­дар­ствен­ные посты
5) вла­деть зем­лей
13.  
i

На бе­ло­рус­ских зем­лях ба­рок­ко во вто­рой по­ло­ви­не XVI  — пер­вой по­ло­ви­не XVII в. про­яви­лось в рас­про­стра­не­нии:

1) ате­из­ма
2) за­пад­но­ру­сиз­ма
3) бе­ло­ру­со­ве­де­ния
4) сар­ма­тиз­ма
5) идей Ре­фор­ма­ции
14.  
i

В пер­вой по­ло­ви­не XIX в. боль­шин­ство на­се­ле­ния бе­ло­рус­ских зе­мель со­став­ля­ли(-о):

1) по­ме­щи­ки
2) кре­стья­не
3) ре­мес­лен­ни­ки
4) ду­хо­вен­ство
5) го­ро­жа­не
15.  
i

Шлях­та за­пад­ных гу­бер­ний, ко­то­рая во время войны 1812 г. под­дер­жа­ла На­по­лео­на, по ре­ше­нию цар­ско­го пра­ви­тель­ства:

1) ис­клю­ча­лась из дво­рян­ско­го со­сло­вия
2) ли­ша­лась права со­зда­вать кон­фе­де­ра­ции
3) долж­на была пе­рей­ти в пра­во­сла­вие
4) по­лу­чи­ла про­ще­ние на опре­де­лен­ных усло­ви­ях
5) пе­ре­во­ди­лась в раз­ряд го­су­дар­ствен­ных кре­стьян
16.  
i

Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти бе­ло­рус­ских зе­мель в 1860-е гг.  — на­ча­ле XX в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось:

1) по­яв­ле­ни­ем пер­вых ма­ну­фак­тур
2) пре­иму­ще­ствен­ным раз­ви­ти­ем тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти
3) рас­по­ло­же­ни­ем пред­при­я­тий пре­иму­ще­ствен­но в го­ро­дах
4) пре­об­ла­да­ни­ем среди фаб­рик и за­во­дов мел­ких и сред­них пред­при­я­тий
5) по­яв­ле­ни­ем неф­те­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти
17.  
i

Для об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го по­ло­же­ния бе­ло­рус­ских зе­мель во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. был(-а; -о) ха­рак­те­рен(-на; -но):

1) спад ра­бо­че­го дви­же­ния
2) де­я­тель­ность дво­рян­ских ре­во­лю­ци­о­не­ров-де­каб­ри­стов
3) де­я­тель­ность на­род­ни­че­ских ор­га­ни­за­ций
4) на­ча­ло ре­во­лю­ции
5) свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия
18.  
i

Ху­дож­ник-аван­гар­дист XX в., от­крыв­ший в Ви­теб­ске ху­до­же­ствен­ную школу, в ко­то­рой пре­по­да­ва­ли К. Ма­ле­вич, С. Юдо­вин, Р. Фальк и дру­гие,  — это:

1) И. Репин
2) К. Аль­хи­мо­вич
3) Н. Си­ли­ва­но­вич
4) Н. Орда
5) М. Шагал
19.  
i

Опре­де­ли­те из­ме­не­ние в ре­ли­ги­оз­ной жизни бе­ло­рус­ских зе­мель в на­ча­ле XX в.:

1) из­гна­ние иезу­и­тов за пре­де­лы Рос­сий­ской им­пе­рии
2) за­клю­че­ние новой цер­ков­ной унии
3) со­зда­ние опре­де­лен­ных усло­вий для рас­про­стра­не­ния сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния
4) со­зда­ние уни­ат­ской церк­ви
5) за­пре­ще­ние де­я­тель­но­сти ста­ро­об­ряд­цев
20.  
i

Целью Ко­ми­те­та спа­се­ния ре­во­лю­ции в пе­ри­од Ок­тябрь­ско­го во­ору­жен­но­го вос­ста­ния 1917 г. явля- лось(-ась):

1) уста­нов­ле­ние вла­сти Со­ве­тов на бе­ло­рус­ских зем­лях
2) вос­ста­нов­ле­ние вла­сти Ни­ко­лая II
3) пе­ре­да­ча вла­сти Об­лис­ком­за­пу
4) со­зда­ние не­за­ви­си­мо­го бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ства
5) со­хра­не­ние вла­сти Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства
21.  
i

Бе­ло­рус­ский пи­са­тель М. Танк яв­ля­ет­ся ав­то­ром:

1) поэмы «Новая земля»
2) по­ве­сти «Знак беды»
3) «Бе­ло­рус­ской грам­ма­ти­ки для школ»
4) сти­хо­тво­ре­ния «Про­щай...»
5) по­э­ти­че­ско­го сбор­ни­ка «На эта­пах»
22.  
i

По­ли­ти­ка бе­ло­ру­си­за­ции, ко­то­рая про­во­ди­лась в БССР в 1920-е гг.:

1) преду­смат­ри­ва­ла ис­поль­зо­ва­ние ис­клю­чи­тель­но рус­ско­го языка в шко­лах
2) преду­смат­ри­ва­ла уста­нов­ле­ние черты ев­рей­ской осед­ло­сти
3) преду­смат­ри­ва­ла со­зда­ние на­ци­о­наль­ных по­ли­ти­че­ских пар­тий
4) со­дей­ство­ва­ла лик­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти взрос­ло­го на­се­ле­ния
5) со­дей­ство­ва­ла рас­про­стра­не­нию ре­ли­гии в об­ще­стве
23.  
i

За­штри­хо­ван­ная на кар­то­схе­ме тер­ри­то­рия БССР сфор­ми­ро­ва­лась в ре­зуль­та­те:

1) окон­ча­ния поль­ско-со­вет­ской войны
2) пер­во­го укруп­не­ния тер­ри­то­рии БССР
3) вто­ро­го укруп­не­ния тер­ри­то­рии БССР
4) за­клю­че­ния Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра;
5) окон­ча­ния Пер­вой ми­ро­вой войны.
24.  
i

За­пад­ная Бе­ла­русь была при­со­еди­не­на к БССР в:

1) 1939 г.
2) 1940 г.
3) 1941 г.
4) 1942 г.
5) 1943 г.
25.  
i

Для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1940-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1960-х гг. было(-а; -и) ха­рак­тер­но(-а; -ы):

1) про­ве­де­ние при­ва­ти­за­ции
2) пре­иму­ще­ствен­ное раз­ви­тие лег­кой про­мыш­лен­но­сти
3) лик­ви­да­ция кол­хо­зов
4) за­мед­лен­ные темпы раз­ви­тия тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти
5) по­сте­пен­ное фор­ми­ро­ва­ние ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства
26.  
i

Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская жизнь БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась:

1) фор­ми­ро­ва­ни­ем мно­го­пар­тий­ной си­сте­мы
2) укреп­ле­ни­ем пар­тий­но­го ру­ко­вод­ства го­су­дар­ством
3) осуж­де­ни­ем куль­та лич­но­сти И. В. Ста­ли­на
4) лик­ви­да­ци­ей ком­со­мо­ла
5) ослаб­ле­ни­ем цен­зу­ры
27.  
i

Для со­ци­аль­но–эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг. было (был) ха­рак­тер­но(-ен):

1) опре­де­ле­ние го­су­дар­ством пла­но­вых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей
2) рез­кий рост цен на то­ва­ры и услу­ги
3) про­ве­де­ние на­ци­о­на­ли­за­ции про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий
4) за­пре­ще­ние арен­ды и ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти
5) рез­кий спад объ­е­мов про­из­вод­ства
28.  
i

Ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся со­ци­о­куль­тур­ная и по­ли­ти­че­ская общ­ность людей, ко­то­рая имеет тер­ри­то­рию по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­но­сти и объ­еди­не­на еди­ным го­су­дар­ствен­ным управ­ле­ни­ем, а также граж­дан­ством,  — это:

1) граж­дан­ское об­ще­ство
2) граж­дан­ская нация
3) ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство
4) на­род­ность
5) племя
29.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

1)  на­ча­ло осу­ществ­ле­ния сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства в БССР;

2)  про­воз­гла­ше­ние не­за­ви­си­мо­сти Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР);

3)  пер­вое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР;

4)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 1234.

30.  
i

В Древ­ней Руси обед­нев­шие люди, ко­то­рые брали у фе­о­да­ла де­неж­ную ссуду и были обя­за­ны ее от­ра­ба­ты­вать, пока не вер­нут день­ги,  — это__________.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

31.  
i

Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, вве­ден­ные в Ви­теб­ской, Мо­ги­лев­ской и Мин­ской гу­бер­ни­ях в 1911 г.,  — это__________.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

32.  
i

Пер­вое пе­ри­о­ди­че­ское из­да­ние в Бе­ла­ру­си  — «Га­зе­та Гро­дзень­ска»  — на­ча­ло вы­хо­дить в____году.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 1600.

33.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

В 1003 г. в По­лоц­кой земле начал кня­жить А)__________. В Б)__________году он напал на Нов­го­род и раз­гра­бил его. На об­рат­ном пути его на­стиг ки­ев­ский князь Яро­слав Муд­рый. Между вой­ска­ми кня­зей про­изо­шла битва на реке В)__________.

 

1)  Бря­чи­слав Изя­с­ла­вич

2)  Все­слав Бря­чи­сла­вич

3)  Не­ми­га

4)  Су­до­мирь

5)  1021

6)  1067

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

34.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова и даты из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя слова в нуж­ной форме.

На бе­ло­рус­ских зем­лях в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии для ев­рей­ско­го на­се­ле­ния в А)__________ году была опре­де­ле­на черта ев­рей­ской осед­ло­сти. Так как ев­ре­ям было Б)__________ за­ни­мать­ся тор­гов­лей и ре­меслом, они се­ли­лись пре­иму­ще­ствен­но в В)___________.

 

1)  1794

2)  1802

3)  раз­ре­шать

4)  за­пре­щать

5)  сель­ская мест­ность

6)  го­ро­да и ме­стеч­ки

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

A)  фи­ло­соф, автор трак­та­та «О не­су­ще­ство­ва­нии Бога»

Б)  ис­то­рик, автор «Ис­то­рии поль­ско­го на­ро­да»

B)  мар­ша­лок и канц­лер ВКЛ, сто­рон­ник идей фи­зио­кра­тов

1)  К. Лы­щин­ский

2)  И. Хреп­то­вич

3)  А. На­ру­ше­вич

4)  И. Ко­пи­е­вич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

36.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

A)  ру­ко­во­ди­тель пар­ти­зан­ско­го от­ря­да, со­здан­но­го в июле 1941 г. в Су­раж­ском рай­о­не

Б)  на­род­ный врач Бе­ла­ру­си, ко­то­рый по­мо­гал ра­не­ным во время Ста­лин­град­ской битвы

B)  уро­же­нец Бе­ла­ру­си, лет­чик, от­ли­чив­ший­ся в боях за Днепр в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

1)  Г. У. Доль­ни­ков

2)  М. Ф. Шмырёв

3)  И. П. Ан­то­нов

4)  А. М. Усов

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  рес­пуб­ли­кан­ский ре­фе­рен­дум по во­про­су о пе­ре­но­се Дня Не­за­ви­си­мо­сти Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь с 27 на 3 июля

Б)  при­да­ние ста­ту­са кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР

В)  под­пи­са­ние Уста­ва Ор­га­ни­за­ции До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти (ОДКБ)

1)  1991 г.

2)  1996 г.

3)  1999 г.

4)  2002 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А4БЗВ1.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  битва войск ВКЛ с та­та­ра­ми под Клец­ком

Б)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

В)  Грюн­вальд­ская битва

Г)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

1)  1323 г.

2)  1410 г.

3)  1435 г.

4)  1506 г.

5)  1529 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

39.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния от­но­си­тель­но раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье:

 

1)  ра­ди­ми­чи се­ли­лись около реки При­пять;

2)  сла­вя­ни­за­ции бал­тов спо­соб­ство­ва­ло то, что сла­вя­не и балты были языч­ни­ка­ми;

3)  со­глас­но «По­ве­сти вре­мен­ных лет» пле­мен­ное кня­же­ние было у кри­ви­чей и ра­ди­ми­чей;

4)  кри­ви­чи были самым круп­ным во­сточ­но­сла­вян­ским со­ю­зом пле­мен;

5)  все важ­ные дела в сла­вян­ском пле­ме­ни ре­ша­лись на на­род­ном со­бра­нии  — вече.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

40.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия куль­ту­ры бе­ло­рус­ских зе­мель во вто­рой по­ло­ви­не XIII – XIV в.:

 

1)  про­ник­но­ве­ние в ар­хи­тек­ту­ру эле­мен­тов ро­ман­ско­го и го­ти­че­ско­го сти­лей;

2)  со­зда­ние маг­на­та­ми порт­рет­ных га­ле­рей;

3)  ак­тив­ное стро­и­тель­ство зам­ков;

4)  гос­под­ство в ико­но­пи­си ви­зан­тий­ских и древ­не­рус­ских ка­но­нов;

5)  по­яв­ле­ние кни­го­пе­ча­та­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

41.  
i

Для вы­хо­да из по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са в Речи Поспо­ли­той во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. не­об­хо­ди­мо было:

 

1)  со­хра­нить вы­бор­ность ко­ро­лев­ской вла­сти;

2)  огра­ни­чить права мещан;

3)  вве­сти на­след­ствен­ную власть мо­нар­ха;

4)  уси­лить власть мо­нар­ха;

5)  ре­шить дис­си­дент­ский во­прос.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

42.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из ма­ни­фе­ста.

«...На своих креп­ких пле­чах рус­ский ра­бо­чий класс дол­жен вы­не­сти и вы­не­сет дело за­во­е­ва­ния по­ли­ти­че­ской сво­бо­ды. Это не­об­хо­ди­мый, но лишь пер­вый шаг к осу­ществ­ле­нию ве­ли­кой ис­то­ри­че­ской мис­сии про­ле­та­ри­а­та  — к со­зда­нию та­ко­го об­ще­ствен­но­го строя, в ко­то­ром не будет места экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Рус­ский про­ле­та­ри­ат сбро­сит с себя ярмо са­мо­дер­жа­вия, чтобы с тем боль­шей энер­ги­ей про­дол­жать борь­бу с ка­пи­та­лиз­мом и бур­жу­а­зи­ей до пол­ной по­бе­ды со­ци­а­лиз­ма».

 

Ис­поль­зуя вы­держ­ку, опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

1)  в за­да­нии пред­став­ле­на вы­держ­ка из ма­ни­фе­ста Рос­сий­ской со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ра­бо­чей пар­тии (РСДРП);

2)  в за­да­нии пред­став­ле­на вы­держ­ка из Ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря 1905 г.;

3)  со­глас­но ма­ни­фе­сту ко­неч­ной целью борь­бы рус­ско­го ра­бо­че­го клас­са яв­ля­ет­ся улуч­ше­ние сво­е­го эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния;

4)  со­глас­но ма­ни­фе­сту борь­бу с ка­пи­та­лиз­мом про­ле­та­ри­ат дол­жен осу­ществ­лять сов­мест­но с бур­жу­а­зи­ей;

5)  ав­то­ры ма­ни­фе­ста счи­та­ют про­ле­та­ри­ат глав­ной по­ли­ти­че­ской силой в борь­бе с са­мо­дер­жа­ви­ем.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

43.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма»:

 

1)  уста­нов­ле­ние бес­плат­ных ком­му­наль­ных услуг;

2)  за­пре­ще­ние сво­бо­ды тор­гов­ли;

3)  раз­ре­ше­ние кре­стья­нам найма ра­бо­чей силы;

4)  от­ме­на кар­точ­ной си­сте­мы;

5)  вве­де­ние на­ту­раль­ной опла­ты труда.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

44.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х – на­ча­ле 1990-х гг.:

 

1)  про­ве­де­ние вы­бо­ров на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве;

2)  пол­ный отказ от ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ных ме­то­дов управ­ле­ния эко­но­ми­кой;

3)  за­рож­де­ние мно­го­пар­тий­но­сти;

4)  опе­ре­жа­ю­щие темпы про­из­вод­ства то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния;

5)  лик­ви­да­ция всех кол­хо­зов.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.